ferghana_blog (ferghana_blog) wrote,
ferghana_blog
ferghana_blog

Рифат Гумеров: «Мы связаны одной сверхидеей, одним пространством»

В конце августа 2009 года в ташкентском Музее кино состоялась презентация четвертого номера литературно-художественного альманаха альтернативной литературы Узбекистана - «ARK». Выпуск, сразу же ставший раритетным, имеет, по словам автора и руководителя этого международного проекта Рифата Гумерова, направленность суфийского толка.


Рифат Гумеров представляет альманах «ARK». Фото ИА «Фергана.Ру»

 

Семьсот девяносто две страницы четвертого номера «ARK»а, одетого в твердую обложку, знакомят читателя с поэзией, прозой и публицистикой авторов, проживающих в разных городах мира. Публицистика, кстати, занимает здесь больше места, чем в прошлых выпусках альманаха, и отличается большим разнообразием. На тему Ташкента в целом и его литературной составляющей в лице «ARK»а, в частности, высказались Вадим Муратханов, Павел Кравец, Александр Веширук, Александр Грищенко, Андрей Кудряшов, Дамир Каюмов. Поэзию представляют Санджар Янышев, Михаил Гар и Исай Розет, прозу – Саид Алишер Хан, Фархад Юнусов и Рифат Гумеров, опубликовавший часть VI своего мега-романа «Пятая стража», главным героем которого является мистер R.

Международный проект «ARK», родившийся в начале века и призванный собрать в пятидесяти томах лучшие образцы не издававшейся последние сорок лет русской литературы Узбекистана и произведений выходцев из Центральной Азии, ныне перерос свои географические и литературные границы, вбирая в свое пространство центральноазиатской эстетики постмодернизма все большее количество участников.


В ожидании начала. Фото ИА «Фергана.Ру»

Вливаясь в проект, посвященный всяческим проявлениям искусства (как не_станд`ARTа), участники тем самым способствуют его мифологизации и своеобразному расширению сознания читателя, поскольку становятся персонажами, живущими на страницах автобиографического мега-романа о похождениях мистера R, мастера самоперформанса и мистификации, писателя и философа Рифата Гумерова. Романа, где вымысел переплетается с правдой, которая может выглядеть порой более абсурдной, нежели сам вымысел. Где сдвинуты временные границы, и ты внезапно оказываешься в будущем, прошлом и настоящем одновременно. Такая хронологическая «путаница», как это ни парадоксально, способствует, по словам автора, более полному пониманию того, что происходит на страницах романа, героями которого и являются участники проекта «ARK».


Рифат Гумеров и координатор проекта Аюма. Фото ИА «Фергана.Ру»

- То, что теперь вышел в свет четвертый том «ARK»а, - акт справедливости, который восполняет почти сорокалетний пробел русской литературы в Узбекистане, - говорит Рифат Гумеров. - Существуют различные школы: ферганская, ташкентская и даже чиланзарская. Мы, не являясь приверженцами и апологетами той или иной школы, направления, стремимся к объединению их в одном проекте, в одном художественном течении центральноазиатской эстетики постмодернизма, не стесненном жесткими рамками той или иной школы. Это и есть задача (сверхидея) «ARK»а. Вся литература, все искусства преодолевают чувство земного и вопиющее чувство бессмыслицы. В том числе «ARK». И еще - «ARK» вводит в миры, которые больше не существуют…


Рифат Гумеров и Валери Ганихан - художественный редактор и автор обложки альманаха. Фото ИА «Фергана.Ру»

Об интересе к новому изданию говорит тот факт, что презентация прошла при большом стечении народа, и это притом, что сам виновник торжества, как обычно, лежал на своем старом «продавленном» диване и никого специально не приглашал. Но к назначенному дню пришли все. В зале Музея кино сидели люди совершенно разных возрастов и интересов. Примечательно, что в Ташкенте давно такого не бывало, чтобы на презентацию книги пришло столько народа. Да еще такого разного…


На презентации. Фото ИА «Фергана.Ру»

В начале «сейшена» состоялось торжественное вручение сертификата, удостоверяющего избрание Рифата А. Гумерова действительным членом Академии духовных традиций (штаб-квартира - Вена, Австрия) за вклад в легализацию художественного течения «Центральноазиатская эстетика постмодернизма». Ради этого президент Академического Совета Академии духовных традиций господин Саид Алишер Хан Василхан специально прилетел из Вены.


Фархад Юнусов («Твердый знак»). Фото ИА «Фергана.Ру»

На сцену с поздравлениями выходили гости и участники проекта, выступали поэты, музыканты, актеры – персонажи «Пятой стражи» и соратники мистера R. Виновнику торжества приходилось находиться одновременно везде: и в зале, и в фойе, где была представлена экспозиция работ самаркандских фотохудожников, среди которых небезызвестный Алексей Улько – художник, переводчик, лингвист, консультант Британского Совета. Гумеров периодически выбегал на сцену, произносил речи, представлял выступающих, читал стихи, общался с народом.


Поэтесса Вика Осадченко. Фото ИА «Фергана.Ру»

Программа вечера была весьма разнообразной - помимо поэтических чтений, в которых были задействованы авторы альманаха, состоялся показ двух фильмов в стиле видео-арт, с участием Рифата Гумерова – «Девона» (здесь – блаженный, юродивый – узб. - Прим. авт.) Умиды Ахмедовой и Олега Карпова и «Памятник» Андрея Кудряшова.

В «Девоне» Рифат читает стихи, посвященные Фергане, своим друзьям – создателю литературно-философского журнала «Припоминающийся дом» ферганскому поэту Шамшаду Абдуллаеву, культурологу и гуру «ферганской школы» Александру Куприну. Стихи читаются в старинной ташкентской мечети, переплетаясь с намазом имама. Все это происходит на фоне археологического среза старого города – в махалле Сузук-ота. Второй герой фильма – совершенно просветленный человек – Аскар-Ходжа, наш общий друг, краевед, хранитель истории, «сталкер», водящий нас по уже уходящим местам старого Ташкента, где растут тысячелетние чинары. В громадном дупле одной из них, где спокойно помещаются два человека в рост, – мощнейшая энергетика, излечивающая от многих болезней. Рядом – могила святого, источник и древняя, сгоревшая во времена новейшей истории мечеть, оберегаемая хранителем - одним из потомков покоящегося здесь дервиша. Знаменательно, что премьера фильма состоялась за месяц до презентации альманаха, и не в Ташкенте, а в Фергане, в Клубе любителей кино при легендарном арт-кафе «Браво».


Аскар Ходжа и Валери Ганихан. Фото ИА «Фергана.Ру»

Фильм «Памятник» Андрея Кудряшова – короткий (всего несколько минут), емкий и хлесткий, - посвящен исключительно персоне Рифата Гумерова. Его лицо гипертрофировано – показано на экране крупным планом и снято несколько снизу. Планы меняются, кадр рваный: Рифат пьет пиво, размышляет, курит, философствует, и каждый абзац его философских размышлений о жизни поэта, о месте поэта в эпоху информационной цивилизации, заканчивается крепким литературным словцом. Так мистер R эпатирует публику уже в киношном варианте.


Рифат Гумеров. Фото ИА «Фергана.Ру»

На вечере состоялся и премьерный показ снятого специально к презентации альманаха клипа «Император» ташкентской группы «Твердый знак», которая играет психоделический русский рок, а также ее концерт. Так молодые рокеры приветствовали старых «рокеров» от литературы. В общем, «сейшен» прошел весело и удался на славу.


Гумеров и поклонники. Фото ИА «Фергана.Ру»

В настоящее время готовится к изданию уже пятый по счету выпуск альманаха. Рифат Гумеров намерен осуществить издание всех пятидесяти томов «ARK»а до 2015 года. К этому же сроку намечено снять пятьдесят фильмов в стиле видео-арт под общим названием «Поэзия и Кино», первые три из которых уже сняты.

Поскольку международный проект охватывает большое количество участников, этим вводным материалом открывается цикл статей, связанных одной сверхидеей - «ARK»ом, и следующий рассказ будет о фотохудожниках из Самарканда.

Павел Кравец

Tags: Гумеров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments