ferghana_blog (ferghana_blog) wrote,
ferghana_blog
ferghana_blog

Узбекистан: Американские музееведы поделились опытом работы с узбекскими коллегами

Прибывшие в Узбекистан 26 января с целью обмена опытом и посетившие ряд региональных музеев страны специалисты крупнейшего в мире музейного и научного комплекса Смитсоновского института (Smithsonian Institution), отметили, что наряду с существующими проблемами и недостатками «в Узбекистане имеется богатейший потенциал развития музейного дела».

Путешествуя по Узбекистану, американские специалисты провели семинары и встречи в области музееведения, организованные Посольством США совместно с Министерством по делам культуры и спорта Узбекистана и Республиканским фондом «Узбекмузей». Специалисты института встретились с работниками столичной Галереи изобразительных искусств, ферганского Государственного краеведческого музея, нукусского Государственного музея искусств им. И.В.Савицкого, бухарского Государственного музея-заповедника.

В рамках серии семинаров под общим названием «Новые технологии в современных музеях» были затронуты такие вопросы современной музейной деятельности, как исследовательская, образовательно-общественная, экспозиционно-выставочная работа, сохранение и пополнение коллекций, информационные технологии и их применение в развитии музеев.

 

На пресс-конференции, прошедшей 2 февраля в ташкентском Государственном музее искусств Узбекистана, американские специалисты отметили, что одним из основных вопросов как для музеев всего мира, так и Узбекистана, является проблема сохранности музейных экспонатов, которые нередко находятся в неприспособленных для этого зданиях.


На пресс-конференции. Слева направо: Бред Смит, Кэрол Невес, Пол Тейлор

- Идеальным вариантом было бы целесообразно полностью разрушать старые здания музеев и сооружать новые, но, как правило, здания представляют собой историческую ценность, при этом сохранение и реконструкция таких сооружений требует больших затрат, - отметил директор программы истории культур стран Азии Музея естественной истории, куратор по вопросам этнологии стран Азии, Европы и Ближнего Востока доктор Пол Майкл Тейлор

 

- У музеев мира имеется общий враг. Мы не опасаемся воров. Для нас большая опасность – влажность, температура, время, отсутствие должного внимания к сохранности экспонатов, - продолжает Тейлор. - Музеи часто совершают ошибки, поспешно вводя научно-необоснованные стандарты «для поддержания климата в помещениях». На самом деле, нужно создавать раздельные условия хранения для экспонатов, сделанных из разных материалов, будь то бумага, металл, дерево, лакированные поверхности и пр.

Пол Тейлор рассказал, как во многих музеях мира, где установлены кондиционеры, музейные работники используют бамбук в качестве природного индикатора влажности - он трескается, если воздух становится слишком сухим.

Говоря об экспонатах, хранящихся в музеях Узбекистана, доктор Тейлор отметил, что «по счастью, эти экспонаты привыкли к местным природно-климатическим условиям, в которых лучше сохраняются».

В свою очередь, директор Смитсоновского института по вопросам политики и анализа доктор Кэрол Невес отметила, что в Бухаре «они видели предметы, изготовленные из шелковой бумаги, которые находятся в плачевном состоянии, а на отдельных металлических вещах она заметила следы свежей коррозии». Это характерно не только для музеев Узбекистана, подчеркнула д-р Невес, поскольку с такой проблемой сталкиваются музеи всего мира.

- Перед процессом консервации экспонатов, необходим научный анализ, - поясняет Кэрол Невес. – При этом ученые должны находиться в тесном контакте с реставраторами. И это очень сложная работа.

По ее словам, «если музеи не соответствуют необходимым требованиям, другие музеи не смогут доверить им свои экспонаты для проведения выставок». В связи с этим она вспомнила случай из своей практики, когда Национальный музей Грузии хотел заполучить для выставки работы Пикассо, находящиеся в одном из европейских музеев. Тогда они смогли лишь короткое время пользоваться небольшими, распечатанными на бумаге копиями работ художника. Правда, в настоящее время Национальный музей в Тбилиси реставрируется и вскоре будет соответствовать международным требованиям.

Между тем, посещенные специалистами Смитсоновского института музеи Узбекистана, по мнению госпожи Невес, также не вполне отвечают требованиям сохранности экспонатов.

- Возможно, в Ташкенте имеются музеи, где созданы необходимые для сохранности коллекций условия, но, например, в Самарканде мы таких не видели, - подчеркнула д-р Невес.

Затронули специалисты Смитсоновского института и весьма насущный для музеев Узбекистана вопрос «дополнительного финансирования».

- Мы делились опытом с нашими коллегами, приводя примеры партнерства, и нам было интересно услышать об их идеях по разным проектам и программам, над которыми мы могли бы совместно работать - говорит Пол Тейлор. – От себя хочу посоветовать представителям бизнеса, различным фондам заниматься проектами по сохранению богатого наследия и культуры Узбекистана.

Д-р Тейлор отметил, что «он и его коллеги были поражены обилием компьютерных центров, один из которых имеется даже на территории древней бухарской крепости Арк», чего, по его словам, «он никак не ожидал». При этом г-жу Невес удивило разнообразие объектов культуры в представленных экспозициях. Она также отметила, что посещая музеи, обращала внимание на удобства для посетителей, такие как места для отдыха, условия для людей с инвалидностью. Она интересовалась, имеют ли музеи свои кафе, рестораны. И во многих местах, по ее словам, «увидела потенциал для расширения этих услуг для посетителей».

Кэрол Невес отметила, что в отличие от других музеев мира, в местных музеях среди посетителей очень мало детей, о чем она говорила одному из директоров программ, предназначенных для детей.

- Лучший способ привлечь детей в музей - провести там выставку их работ, – подчеркнула д-р Невес. – Я не говорю о «раскрасках», повешенных на стенах, а имею в виду программу с тщательно разработанной концепцией, серьезную подготовку и проведение выставки, которая привлечет не только детей, может быть, никогда не посещавших музеи, но и их родителей, бабушек и дедушек.

Пол Тейлор подчеркнул, что узбекские музеи нуждаются в привлечении добровольцев. В самом Смитсоновском институте, штат которого насчитывает шесть тысяч человек, волонтеров, работающих бесплатно, по его словам, «больше, чем сотрудников института». В основном, это пенсионеры, студенты или те, у кого есть свободное от работы время.


Смитсоновский институт

- Многие добровольцы работают в нашем офисе уже более двадцати лет, иногда мы даже принимаем их за наших сотрудников, - говорит Тейлор. – В Узбекистане помощь волонтеров также может быть использована, например, при переводе в цифровой формат огромного количества древних манускриптов.

Кэрол Невес отметила высокий уровень профессиональной подготовки музейных работников. Ее впечатлило, «насколько хорошо сотрудники музеев знают свою работу, понравился энтузиазм директоров музеев». «Надеюсь, что после наших семинаров они попытаются проводить у себя интересные программы», - сказала Невес.

- Меня поразило, сколько было сделано узбекскими музееведами в деле сохранения экспонатов за последние двадцать лет. Это говорит о большом потенциале в развитии музейного дела в Узбекистане, - завершил д-р Тейлор.

Павел Кравец, фото автора

Международное информационное агентство «Фергана»

Tags: Узбекистан, музеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments