ferghana_blog (ferghana_blog) wrote,
ferghana_blog
ferghana_blog

Узбекистан: Власти продолжают испытывать терпение мусульман

В последнее время власти Узбекистана ужесточают меры, направленные против мусульман республики. Так, под предлогом отсутствия регистрации в управлении духовенства мусульман закрываются мечети - в основном, небольшие, находящиеся внутри махаллей (кварталов), в которых пятикратную молитву совершают жители близлежащих домов.

Многие из этих мечетей были построены усилиями и на средства самих жильцов данных махаллей. Но местные власти совместно с сотрудниками СНБ (службы национальной безопасности) закрывают такие мечети без каких-либо объяснений, изымают все, что в них находится, а в помещениях организуют всякие развлекательные заведения - от кафе, в которых продаются спиртные напитки, до бильярдных. Бывших же посетителей мечетей ждут допросы, унижения и штрафы в размере до 1000 долларов США, что для узбекистанцев — немалые деньги.




По имеющейся информации, в Ташкенте таким образом были закрыты более 10 мечетей. А по всей республике число «перепрофилированных» мусульманских храмов превысило сотню. Что касается больших мечетей, зарегистрированных в установленном порядке, в которых совершаются пятничные молитвы, то и их деятельность не обходится без вмешательства СНБ и местных властей. Их имамы в пятничных проповедях должны говорить только то, что заранее согласовывается с СНБ. Сотрудники этой спецслужбы записывают номера машин, стоящих у мечетей, особенно тщательно следят за машинами государственных учреждений. Если госслужащий уличается в совершении пятничной обязательной молитвы, то его ждет увольнение с работы.

Ситуация в регионах еще хуже: там без разбора устанавливаются личности всех, кто приходит в мечети, их тоже ждут допросы и унижения. Внимательно следят за посещением пятничных молитв детей школьного возраста. Свои меры принимают руководители школ и учебных заведений: к примеру, к началу молитвы всех школьников закрывают в актовых залах или в школьных классах на верхних этажах. В Ташкенте было несколько случаев, когда, желая пойти помолиться, ребята прыгали с окон и ломали себе руки и ноги.

В последнее время власти используют новый способ пресечения прихода школьников в мечети: люди в штатском и работники школ стоят возле храмов и останавливают ребят школьного возраста. Например, в мечеть приходит мужчина со своим сыном, его пропускают, мальчика — нет. Его отец пытается настаивать, что мальчик не делает ничего предосудительного и незаконного, и что по конституции им не имеют право запрещать молиться. Вокруг спорящих начинает собираться толпа, в глазах людей проглядывается нескрываемая ненависть к произволу властей, достаточно одной искорки, чтобы многотысячная толпа взорвалась. Похожую картину можно было наблюдать 4 июня почти во всех мечетях Ташкента.

В самой большой мечети Ташкента Хастимом на пятничных молитвах присутствуют более 25.000 человек, а если посчитать всех молящихся в мечетях Ташкента, то в этот день их численность составляет не менее 150-200 тысяч. К тем, кто чувствует неприятие действий властей по этому вопросу, можно смело отнести каждого второго жителя столицы. Большинство населения и так недовольно политикой и «экономическими реформами», проводимыми в республике. Правительство Узбекистана не учит опыт Кыргызстана. Впрочем, то, что случилось в Кыргызстане, не пойдет в никакое сравнение с тем, что может произойти в Узбекистане. Народное недовольство достигло уже точки кипения. А силовики и власти республики продолжают испытывать терпение народа. Долго ли осталось до поворотного события?

Анвар Раббоний

Комментирует эксперт «Ферганы.Ру»:

Практика закрывать мечети размером в одну комнату сходит на нет. Раньше во всех махаллинских советах сооружались комнаты для молитв, куда могли прийти помолиться небольшие группки стариков. Теперь это запретили, а вот такие, скажем, наспех организованные в молитвенную комнату «мечети» закрыли, настоятельно требуя молиться в больших мечетях.

То, что школьников не пускают в мечети и закрывают их в классных комнатах, - тоже правда. От особо сопротивляющихся требует привести в школу родителей и проводят с ними беседу. При этом у руководства школ чувствуется сожаление и они поясняют, что должны делать так, как им наказали. Но если при разговоре присутствует представитель хокимията (администрации) или МВД, то разговор проходит более жестко, с упоминанием возможного привлечения к ответственности.

То, что люди недовольны этим, тоже правда. Например, недавно в Андижане мусульмане чуть не набросились на людей в штатском, которые отлавливали детей, сажали их в специально подогнанный автобус и увозили. Их еле остановили.

Другое дело - та часть текста, где говорится, что помещения «мечетей» превращаются в магазины спиртных напитков. Такого я не видел, и думаю, что власти не посмеют себе такую дерзость, это может вызвать обратный резонанс. Обычно мечети либо сносят, либо превращают в совещательный кабинет. Иногда - в кабинет отдыха или будку, в которой продают семечки, но не спиртное, это явно вызовет гнев.

Неправда, что тексты проповедей согласовывают с сотрудниками СНБ. Они пишутся в духовном управлении мусульман при участии комитета по делам религии при Кабинете министров, одобряются комитетом, затем дает добро глава духовенства и этот текст раздается имамам. Но есть очень крупные мечети, в том числе в Ташкенте, которые читают собственные проповеди, а о тезисах, переданных им духовенством, упоминают лишь в конце и довольно кратко. В областях, возможно, следуют им, но в Ташкенте могут проигнорировать. И это проходит.

Госслужащие — да, находятся под наблюдением, но неверно, что они приезжают на молитву на служебных машинах. Другое дело, что за ними наблюдают люди в штатском, которые также посещают мечети и даже молятся наравне со всеми. Когда сей факт выявляется, их увольняют и иногда заводят на них дела. Правда, это практически нигде не афишируется.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments