ferghana_blog (ferghana_blog) wrote,
ferghana_blog
ferghana_blog

Category:

Дело Умиды Ахмедовой в зеркале СМИ Узбекистана



Государственные СМИ Узбекистана продолжают булькать насчет того, что документалист и фотохудожник Умида Ахмедова «оскорбила» и «оклеветала» узбекский народ, опубликовав серию фотографий снятую не где-нибудь на площади «Мустакиллик», например, перед зданием Сената (куда никого, правда, не пускают), а в кишлаках и городах Ташкентской, Самаркандской и Сурхандарьинской областей, где этот самый народ и обитает. Пропагандистский сайт press-uz.info, традиционно выполняющий функцию гряземета по отношению к оппозиционерам, независимым журналистам, правозащитникам и просто социальной активным личностям, обнародовал новую статью, автор которой в очередной раз пытается доказать, что Умида «клеветала» и «оскорбляла», но самое страшное даже не это, а то, что снимала и фотографировала она на швейцарские деньги. Эдак и до цветной революции недалеко!

О том, что судебные органы вообще не имели права возбуждать против Умиды уголовное дело, поскольку пострадавшим от фильмов и фотографий Умиды ни один человек себя так и не признал, а статьи об оскорблении и клевете касаются только физических лиц, укрывшийся под псевдонимом автор статьи, разумеется, умолчал.

Мы предлагаем вам ознакомиться с очередным образцом этого крайне востребованного в современном Узбекистане литературно-публицистического жанра (орфография сохранена).

* * *

Если народ себя не уважает, кто будет его уважать?

Спустя несколько часов после открытия выставки фотографий, в колледже Харпера в Палатайне (США) разгорелся скандал, вызванный тем, что на некоторых снимках были запечатлены мусульманки, на которых не было ничего, кроме хиджаба. Оказывается, колледж пригласил фотографа из Чикаго Амира Норманди, который обещал продемонстрировать работы, «защищающие права мусульманок». В результате сложилась прямо противоположная ситуация. Одна из студенток, 20-летняя Салма Хабид, исповедующая ислам, заявила, что фотографии создают представление о мусульманках как об «угнетенных женщинах», что не соответствует действительности. А ряд студентов всерьез решили не продолжать здесь учебу.
Нечто подобное произошло и в Узбекистане. Две работы Умиды Ахмедовой - документальный фильм «Бремя девственности» и альбом фотографий «Женщины и мужчины: от рассвета до заката», снятые на деньги предоставленные швейцарским посольством, должны были по замыслу спонсоров якобы способствовать демократизации жизни в республики. Однако их выпуск вызвал у большей части узбекского общества обратную реакцию.

Что заставило Умиду, этого вполне зрелого мастера фото и киносъемки показывать людей с угрюмым выражением лица или склоненными головами, детей в рваной одежде, стариков, просящих подаяние или другие печальные фотографии? По мнению коллегии экспертов, ознакомившись с этими фото и кинокадрами любой «иностранец, не знающий об Узбекистане, придет к заключению о том, что это — страна, где люди живут как в средневековье».

Почему У.Ахмедова снимала на фото заведомо негативные кадры, когда в Узбекистане немало позитивных достижений, достойных восхищения? Вряд ли это стремление найти соринку там, где ее нет, вызвано искренними творческими порывами. Скорее, сыграло свою роль то, что все вышеназванные «шедевры» были сняты на иностранные средства. К сожалению, каждый такой грант по своей сути тот же «госзаказ», требования которого надо выполнять жестко и четко. А заказчик, уже в своих политических целях, требовал от нее только одного – наглядно показать, что Узбекистан находится в дебрях средневековья.

Цель понятная – есть два способа показать свое лидерство. Первый – действительно добиться выдающихся успехов в культуре, экономике, показать миру образец морали и нравственности. Второй – унизить остальные народы, оскорбить их, принизить их позитивные качества и победы в экономическом, политическом, демократическом развитии. При этом на Западе всерьез опасаются, прежде всего конкуренции со стороны мусульманских моральных ценностей и наглядных достижений восточных культур, имеющих не менее длительную и славную историю и миллионы приверженцев.

Помнится, несколько лет назад вся западная пресса благородно возмущаясь убийством голландского режиссера Тео Ван Гога. При этом от читателей и телезрителей (в нарушение журналисткой профессиональной этики и законов о СМИ) скрыли существенную информацию о мотивах преступления. Режиссер снял фильм не с критикой положения женщины в мусульманской общине – такая тема вполне естественна и обсуждаема, а с намеренным изощренным кощунством: на интимных частях тел обнаженных женщин были нарисованы имена Бога на арабском языке.

Если бы в Израиле показали такой фильм с надписями на иврите, думается, одним режиссером дело бы не ограничилось: там даже «чрезмерно» либерального премьер-министра убили. Если бы в России показали такой фильм с надписями на церковнославянском языке – что бы было? История с выставкой «Осторожно, религия», где кощунства было меньше, свидетельствует, что православные тоже в долгу бы не остались.

В Узбекистане, в отличии от «демократической» Европы на 54-летнюю Умиду Ахмедову никто не покушался, хотя, честно говоря, после просмотра фильма «Бремя девственности», даже у многих не мусульман руки чесались отшлепать эту даму по казенной части.

В Ташкенте поступили чинно и благородно, очень даже демократично: провели открытый суд с приглашением общественности и средств массовой информации. Который, кстати, широко освещался в прессе и на телевидении. Фотограф и создатель документальных фильмов на основе действующих статей Уголовного кодекса была признана Ташкентским судом виновной «в клевете и оскорблении узбекского народа».

Странно, но именно вынесенное по всем правилам демократического судопроизводства судебное решение существующим на западные гранты «свободным художникам» больше всего и не понравилось. Особенно то, что исходя из гуманных соображений, а также с учетом предыдущих заслуг и возраста подсудимой, она было амнистирована, в связи с 18-й годовщиной Независимости. Похоже, что коллеги Умиды гораздо охотнее увидели бы ее за решеткой в ореоле мученицы. Вот сколько было бы поводов для написания заказных статей и выпрашивания новых грантов на «развитие демократии».

К сожалению, подлый нрав их спонсоров хорошо известей, они не гнушающиеся во имя своих политических целей и подставить наивного художника, и прямого оскорбления мусульманских народов, преступного издевательства над вероисповеданием.
Достаточно, я думаю, напомнить эпопею с публикацией оскорбительных карикатур на Пророка Мухаммада, вызвавших многотысячные демонстрации протеста по всему мусульманскому миру.

В современном мире пресечение действий, оскорбляющих нравственность людей далеко не редкость. Так, полиция Бомбея арестовала звезду индийского кино Сонали Бендре за " оскорбительную " фотографию трехлетней давности. Изображение Сонали Бендре в коротком открытом платье, украшенном индуистскими символами, появилось на обложке журнала Showtime. Нандкумар Гопал, офицер полиции, расследующий это дело, сказал, что "на той фотографии Сонали была полуодета, а на ее платье были нарисованы религиозные символы и мы ее арестовали за преднамеренное и злостное оскорбление чувств верующих". И знаете, никто не протестовал.

Нетрудно понять, что вся мышиная возня вокруг «дела Умиды Ахмедовой» на самом деле вызвана вполне прозаическими причинами. Когда западные страны сваливаются в пучину финансово-экономического кризиса некоторые завистники независимого возрождающего молодого государства – Узбекистана, пытаются отвлечь общественное мнение от своих проблем. И направить общественное недовольство на него и другие успешно развивающиеся страны.

Им обидно, что «отсталая окраина советской империи» Узбекистан, за совсем небольшой период своей развития доказал, что успешно преодолевает имеющие проблемы, поэтапно и конструктивно создает демократическое общество в соответствии с современными международными нормами, словом, в чужом поводке не нуждается.

Можно только пожалеть Умиду, кажется так и не понявшую, что человек, горячо любящий свой народ, свою страну, своего отца и мать, никогда не выставит их на всеобщее осмеяние. Может быть, прошедший суд станет для нее, а главное для нового поколения творческой интеллигенции горьким, но необходимым уроком нравственности? Иудины деньги рано или поздно кончатся, а вот добрая или худая слава художника переживет его намного. Если ты свой народ сам не уважаешь, на какое уважение других народов ты можешь рассчитывать?

Автор: Бегжан Сафаев
Tags: Ташкент, Умида, Фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments