ferghana_blog (ferghana_blog) wrote,
ferghana_blog
ferghana_blog

Лягушатник для акул пера: тесно, дорого и сердито



Министерство образования республики Узбекистан чутко заботится о будущих специалистах и постоянно проводит всевозможные реформы системы образования. Так, в 1998 году был принят закон, гласивший, что высшее образование, которое раньше получали за пять лет, теперь будет разделено на две ступени обучения: бакалавриат и магистратуру. Бакалавриат предполагает четырехлетнее получение базового высшего образования, а магистратура – двухгодичную специализацию уже на базе бакалавриата. Если раньше специализация (разделение студентов по кафедрам) начиналась уже с третьего курса, то теперь это возможно только в магистратуре, то есть после четырех лет обучения.

Помимо того, что учебный процесс теперь стал на год дольше, количество бюджетных (бесплатных) мест в студенческих группах постоянно уменьшается. У нас нет данных о том, что происходит во всех вузах страны, но на факультете журналистики Национального Университета число контрактников возрастает с каждым годом. Если раньше в группе из тридцати человек училось десять контрактников и двадцать бюджетников, то сейчас соотношение обратное. А в 2007 году на журфаке набрали в одну группу девяносто студентов, при этом только двадцать из них училось бесплатно. Стоит ли говорить, насколько падает качество образования при таком количестве студентов в одной группе? Преподавателям элементарно не хватает времени, чтобы опросить всех за отведенный академический час.

При этом контрактное обучение с каждым годом становится все дороже. В 2007 году контракт стоит 638 тысяч сумов, в 2008 – 1150 тысяч, а в этом – 1800 тысяч (примерно 900$). Кроме того, бывает, что в середине учебного года стоимость контрактного обучения вдруг повышается. И студенты обязаны доплачивать, даже если в начале года они уже внесли полную сумму.

- Я учусь на бакалавра на факультете журналистики, - рассказывает студент Национального университета. – В последнее время за нас сильно взялось министерство образования. Преподаватели считают, что это из-за той провокационной статьи, которая вышла в газете «Правда Востока». В этой статье говорится о нашем факультете, а конкретно – о нашей практике. Дело в том, что мы должны проходить практику круглогодично, и потому вынуждены иногда пропускать занятия в Университете. Кроме того, мы все вынуждены где-то подрабатывать – практика почти не приносит заработка. Преподаватели по-человечески всё понимают, но вот Министерство злится из-за наших пропусков и требует, чтобы посещаемость студентов была под жестким контролем. Из-за министерского прессинга главным критерием при выставлении оценок во время сессии становятся не твои практические навыки или знания, а количество отметок «нб» (не был) напротив твоей фамилии. Почему-то им наверху думается, что легко успевать всё одновременно: и посещать универ каждый день, и в телепередачах участвовать, и статьи в газеты успевать написать, а ведь это на самом деле непросто!

- Вы участвуете в телепрограммах?

- Иногда нас силком сгоняют в телецентр для массовки в какой-нибудь программе, мы задаём «вопросы из зала», и студентов, которые смогли себя показать, иногда просят остаться. И даже оставляют на несколько передач – пока студент не начинает спрашивать про деньги.

Но самое странное, что у нас ежедневно проходит всего по два, максимум – по три занятия. Это, наверное, и есть главный результат перехода на шестилетнее обучение. Две пары в день – иначе, как растягиванием нашего драгоценного времени, это и не назовешь. После третьей пары в Университете вообще никого нет, кроме тех, кто досдает «хвосты». Даже непонятно, зачем на факультетах столовые – мы даже не успеваем проголодаться!

Конечно, среди причин перехода на шестилетнее образование можно назвать и появление новых предметов – так, на том же журфаке добавилось изучение интернет-журналистики, PR (public relations, связи с общественностью, пиар). В большом количестве появились предметы, которым можно дать общее название «Идея национальной независимости», основным содержанием которых является внимательное изучение книг, написанных правителем суверенного государства.

Но если обучение неоправданно растягивается (2-3 пары в день), а количество студентов, принятых по контракту, растет с каждым годом (как и плата за обучение), - то в чем смысл нового закона? Неужели все дело в явной меркантильности правительства?

Гюльчатай Сухова
Tags: Журналистика, Ташкент, Университет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment